- Перу. Театр
Перу. Театр
Сценическое искусство существовало ещё в доколониальную эпоху и получило наибольшее развитие у инков. У них имелось несколько театральных жанров, представления обычно сопровождались музыкой и пением. Из дошедших до нас произведений драматургии того времени наиболее значительна драма на языке кечуа «Апу-Ольянтай» (в XVIII в. была запрещена). В колониальный период ставились испанские религиозные «ауто», включавшие элементы индейской мифологии, позднее драмы и комедии испанских авторов. Первое светское представление состоялось в 1548. В XVII в. получили известность труппы Дж. Лелио, Г. дель Рио, выступившие в Куско. Среди деятелей театра второй половины XVII—XVIII вв. — драматург X. де Эспиноса Медрано, актриса М. Вильегас и др. В 1680 в Лиме построен театр «Принсипаль». Национальная драматургия возникла в первой половине XIX в. после достижения страной политической независимости. Получили развитие романтическая драма (Р. Пальма) и костумбристская комедия (Ф. Пардо-и-Альяга, М. Н. Карпанчо). Крупнейший драматург этого периода — М. А. Сегура; в его пьесах выступали видные перуанские актёры — Т. Миранда, Э. Перес и др. В первой трети XX в. наиболее значительные драматургические произведения написали Л. Ерови, Ф. Сасоне, а также С. Вальехо и С. Алегрия. Для лучших пьес, созданных после 1940-х гг., характерны демократизм, высокий социальный пафос, поиски новых путей развития театрального искусства, стремление использовать индейскую народную театральную традицию. Среди наиболее видных драматургов послевоенного периода — С. Саласар Бонди, X. Риос, Э. Солари Суэйн. С талантливыми работами выступили представители более молодого поколения — X. Гонсало, В. Савала, X. Ортега, А. Алегрия. Основные театры и труппы сконцентрированы в Лиме, среди них «Театро мунисипаль» (построен в 1920), «Ла кабанья», Театр М. А. Сегуры (бывший «Принсипаль»), труппы «Истрион», «Куатро таблас», «Синамос», труппа Ассоциации артистов-любителей и др. Среди актёров — Л. Арриета, А. Пуро, Э. Саморано, X. Веласкес, Д. Паредес. Значительное развитие получило движение университетских и др. любительских полупрофессиональных театров; в 60—70-х гг. частым явлением стали театральные фестивали. Основной центр подготовки кадров для театра — Национальный институт драматического искусства в Лиме.
Литература:
Оводов В. Б., Драматургия, театральная жизнь, кинематография, в кн.: Культура Перу, М., 1975;
Jones Knapp W., Breve historia del teatro latino-americano, Méx., 1956, p. 114—19.В. Б. Оводов.
Энциклопедический справочник «Латинская Америка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор В. В. Вольский. 1979-1982.